УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24
Принята
на заседании
педагогического совета
от «_15» ___01____ 2024 г.
Протокол № 3
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д/с ОВ № 24
____________ О.А. Трофименко
«_15_» ___01_____ 2024 г
Приказ № __13__
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Разноцветные ладошки»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
1889 ДС №24
ст.Кущевская
Пользователь 2
Подписан: 1889 ДС №24
ст.Кущевская Пользователь 2
DN: CN=1889 ДС №24 ст.Кущевская
Пользователь 2, O=Деп-т
образования и науки Краснодар.кра
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Возрастная категория: 4-7 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID – номер Программы в Навигаторе: 63039
Авторы-составители:
Снежко Юлия Евгеньевна
Старший воспитатель______
(Ф.И.О. и должность разработчика)
Черкашина Галина Юрьевна
__воспитатель______________
( Ф.И.О. и должность разработчика)
ст-ца Кущёвская, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно – правовая база …………………………………………….. …... 3
1. Раздел «Комплекс основных характеристик образования» ...……….5
1.1. Пояснительная записка………………..…………………..……………..5
1.2. Цель и задачи ………………………………………………………….…7
1.3. Учебный план и содержание программы ………………………………8
1.4. Планируемые результаты…………………………………………..…...15
2. Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»..……15
2.1. Календарный учебный график ...………………………………………... 15
2.2. Условия реализации программы……………………………………. …...18
2.3. Формы аттестации…………………………………………………….…...18
2.4. Оценочные материалы …………………………………………………... 18
2.5. Кадровое обеспечение ……...…………………………………………….19
2.6. Методические материалы ...………………………………………….… ..20
2.7.Материально-техническое обеспечение программы……………… …....20
2.8. Список литературы………………………………………………..…… ..22
3. Раздел воспитания……………………………………………………….....23
3.1.Календарный план воспитательной работы……………………………... 23
Приложение 1
Значимые для разработки и реализации программы характеристики ……..25
Приложение 2
Принципы и подходы к формированию программы ………………………..25
Приложение 3
Педагогический мониторинг ………………………………………………….30
2
Нормативно – правовая база
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От
31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный №
30384).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования».
4. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28
февраля 2014 г. № 08-249.
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» 18.12.2020г. № 61573;
6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
7. Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).
Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
8. Конституция Российской Федерации – принята 12 декабря 1993
года (ст.38, ст.41, ст.42, ст.43).
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 20
июля 2000 г., 22 августа, 21декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля
2008 г.).
10. Приказ Минздрава РФ № 186, Минобразования РФ № 272 от
30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в
образовательных учреждениях».
11. Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2000 г. № 65/23-16 «О
направлении инструктивно-методического письма «О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения».
12. Письмо Департамента государственной политики в сфере
общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 №
08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
13. Письмо Департамента государственной политики в сфере
общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января
2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС
3
дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению
введения ФГОС ДО (№ 08-10)).
14. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О
недопустимости
требования
от
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по программам дошкольного образования,
немедленного приведения уставных документов и образовательных
программ в соответствие с ФГОС ДО».
15. Устав
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24.
4
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1.
Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию детей изостудия
«Разноцветные ладошки» (далее – Программа) определяет содержание и
организацию воспитательно-образовательной работы по развитию
интеллектуальных способностей воспитанников в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад
общеразвивающего вида № 24
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у
него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых
им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Программа
дополнительной
образовательной
услуги
по
нетрадиционной
технике
рисования
«Разноцветные
ладошки»
предназначенная для детей 4-7 лет разработана на основе методики Р.Г.
Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники», имеет художественно-эстетическую направленность.
Направленность программы
Ознакомительная программа «Разноцветные ладошки» является
программой
художественной
направленности,
ориентирована
на
ознакомление ребенка с основами рисования, изучения цветов и техники
изобразительного искусства.
Программа соответствует уровню основного общего образования,
направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей
установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной
творческой деятельности.
5
Актуальность, педагогическая целесообразность
Среди разнообразных форм работы с детьми большой интерес
педагогов и родителей вызывает организация углубленной работы по
художественно-эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности
детей.
Продуктивная деятельность является органичной потребностью
дошкольника для самовыражения, рефлексии и, часто, психологической
коррекции состояния и поведения ребенка.
Изобразительная и продуктивная деятельность также служит активным
средством развития и познания ребенка: в ходе рисования и лепки
развивается и воспитывается мелкая моторика, усидчивость, аккуратность,
ребенок знакомиться и экспериментирует с разными материалами и
инструментами, приобретает практические навыки, расширяет свой
кругозор, знакомясь с видами и жанрами искусства и изобразительной
деятельности.
Занимаясь в кружке «Разноцветные ладошки», ребенок приобретает
дополнительный социальный опыт, учится занимать свой досуг, получает
удовольствие и удовлетворение от созидания.
Новизна программы
Новизна
и
оригинальность
программы
заключается
в
целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам
художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего
развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций
как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают
возможными
усложнения
всех
видов
деятельности
(игровой,
художественной, познавательной, учебной) и приемы выразительности,
учит оформлять и презентовать свою работу.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью Программы является то, что педагог
подводит детей к
пониманию того, что природа цветовой гаммы
разнообразна и прекрасна. Программа позволяет запустить
процесс
воображения, обогащает представлению о мире природы в сельской
местности, помогает
активизировать самостоятельную поисковую
деятельность детей, способствует приобретению необходимого опыта в
области общения.
Адресат.
Программа предусматривает занятия с детьми 4-7 лет. Набор в группу
осуществляется на основе желания детей познакомиться с основами
рисования.
Форма обучения: очная.
6
Режим занятий: общее количество часов за 1 год - 36 часа; количество
часов в неделю – 1 академический час; продолжительность занятия – 30
минут.
Количество часов в неделю и наполняемость групп программы
соответствуют требованиям СанПиН.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Виды занятий: беседы, продуктивная деятельность, практические
задания, выполнение самостоятельной работы.
Уровень содержания программы - ознакомительный.
Программа курса рассчитана на начальный уровень подготовки.
Объём программы – 36 часов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Способ организации занятий – групповой. Две группы. Наполняемость
до из 10 человек. В группу набираются дети с учетом запроса родителей.
Учебный план включает в себя 36 занятий, 2 из которых отводятся на
мониторинг в конце сентября и в конце мая, и 26 занятий обучающего
характера. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30
минут в средней группе и старшей группе детского сада.
Обучение детей осуществляется в игровой форме, учитывая
психофизиологические особенности детей 4-7 лет. Основа результативного
обучения – ориентация на личность ребёнка, его способности и
возможности.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий для развития творческих
способностей детей посредствам экспериментирования с материалами
необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи Программы:
Личностные:
- Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства;
- Познакомить детей с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;
- Учить самостоятельно планировать деятельность, достигать результата
и оценивать его.
Метапредметные:
7
- Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и
произведений искусства, развивать эстетические интересы, эстетические
предпочтения, желание познавать искусство и осваивать
изобразительную деятельность;
- Развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание,
память, фантазия, воображение;
- Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
- Улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
Развивать коммуникативные
умения
и
навыки,
обеспечивающие
совместную деятельность в коллективе;
- Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством.
Предметные:
- Воспитывать аккуратность, терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, умение откликаться
на проявление прекрасного, замечать красоту окружающих предметов,
объектов природы;
- Воспитывать чувство патриотизма, любви и интереса к истории родного
края.
1.3.
Учебный план и содержание программы.
Содержание
программы
определяется
в
соответствии
с
направлениями развития ребёнка, соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Актуальность Программы заключается в том, что в процессе ее
реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные
способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения
нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей
передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка
память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой
данной программы является развитие художественно-творческих
способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовнонравственных качеств путем целенаправленного и организованного
образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной
деятельности самим верить, что художественное творчество не знает
ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать
их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность
Программы.
8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Формы
аттестации/
Количество часов
№
п/п
контроля
Наименование тем
Всего
1.
2.
Мониторинг. Введение в
программу обучения.
Знакомство с чудо –
помощниками, техниками
ватными
пальчиками,
Воспи
татель
ный
компо
нент
1
6
3.
Рисование
палочками,
ладошкой,
4.
Рисование
штампами,
отпечатком, тычком, свечой
7
5.
Рисование на мятой бумаге,
рисование по мокрому
5
6.
Монотопия,
граттаж,
выдувание, восковые мелки,
кляксография
10
7.
Мониторинг.
1
Итого:
36
1
6
1
1
Тео
рия
Практи
ка
1
-
Промежут.
2
3
Промежут.
2
4
Промежут.
2
4
Промежут.
1
4
Промежут.
1
8
Промежут.
Промежут.
1
3
10
23
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Тема
Нетрадиционная
техника
1.Педагогически
й мониторинг
Уточнение
уровня
освоения
программного
материала
Задачи
Выполнение
тестовых заданий
Воспитател
ьный
компонент
Материал
Альбомный
лист, краски,
набор кисточек
9
2. Осенние
разноцветные
листья
(печатание
листьями)
3. «Золотая
осень»
Отпечаток
листьев.
Развитие
цветовосприятия,
смешивание
краски прямо на
листьях или
тампоном при
печати.
Рисование
Уточнять и
способом тычка расширять
представления об
осени, закреплять
умения наносить
один слой краски
на другой
методом тычка.
4. «Разноцветны Монотопия,
Познакомить с
е бабочки»
обведение
техникой
ладони и кулака монотопии,
закреплять
умения
использовать
технику
монотопия (
ладошка с
сомкнутыми
пальцами –
большое крыло,
кулак –
маленькая).
Знакомство с
симметрией
5. «Синий
Линогравюра
Развивать
вечер»
художественное
восприятие,
воображение,
координацию
движений рук.
(1 час)
Беседа на
тему: «Чудо
нетрадицион
ных техник
рисования»
бумага, гуашь,
листья разных
деревьев (желательно
опавшие).
Лист, гуашь,
две кисточки,
маленький
листочек для
проверки цвета
и все
принадлежност
и для
рисования
Силуэты
симметричных,
ассиметричных
предметов. Лист
бумаги, гуашь,
кисть, простой
карандаш,
принадлежност
и для рисования
По 2 листа
бумаги белого
цвета на
каждого
ребенка, синяя
гуашь, кусочек
поролона, клей,
силуэты: дом,
дерево, звезда,
собака, будка.
10
Развивать
воображение,
»
ассоциативное
(Причудливые
мышление,
узоры)
мелкую
моторику,
координацию
движения рук.
7. «Ёжик»
Метод тычка
Развивать
эмоционально –
чувственное
восприятие.
Воспитывать
отзывчивость.
8. «Черепашка» Аппликация из Учить
крупы
равномерно,
распределять
различные виды
круп по форме
черепашки,
развивать
аккуратность,
четкость.
9.
«Первый Оттиск
Закреплять
снег»
печатками из
рисовать деревья
салфеток
большие и
маленькие.
Изображать
снежок с
помощью техники
печатания или
рисование
пальчиками.
Развивать чувство
композиции.
10. «Снежна Рисование
Учить рисовать
я семья» способом тычка снеговиков
разных размеров,
закрепить приемы
изображения
круглых форм в
различных
сочетаниях,
совершенствовать
технику
рисования
тычком
6.
«Загадки
Ниткография
Нитки, цветная
бумага. Белая
бумага.
Бумага, гуашь,
жесткие кисти
Картон,
изображение
черепахи, крупа,
клей ПВА
Листы бумаги,
цветные краски,
салфетки
Лист, гуашь, две
кисточки,
маленький
листочек для
проверки цвета и
все
принадлежности
для рисования.
11
11. «Елочка
»
12. «Елочка»
(продолжение)
Пластилинограф Мозаика из
ия
пластилина.
Учить отрывать
от большого
куска пластилина
маленькие
кусочки, катать из
них между
пальцами
маленькие
шарики,
выкладывать
шариками
готовую форму
елочки.
Нарисованную на
светлом картоне.
Пластилинограф Продолжать
ия
мозаику из
пластилина
13. «Узоры на
окнах»
Раздувание
капли
14. «Мои
рукавички»
Оттиск
пробкой,
рисование
пальчиками
Развивать
ассоциативное
мышление,
воображение.
Воспитывать
желание
создавать
интересные,
оригинальные
рисунки.
Упражнять в
технике
печатания.
Закреплять
умение украшать
предмет, нанося
рисунок по
возможности
равномерно на
всю поверхность.
Рисунок с
изображением
елочки,
пластилин.
Рисунок с
изображением
елочки,
пластилин
(1 ч.)
Тонированная
Пальчиковы бумага, белая
е игры на
бумага, гуашь,
тему « Зима» пипетка.
Лист бумаги с
изображением
рукавички,
пробки, цветная
гуашь.
12
15. «Снегири
на ветке»
16. «Нарисуй,
что хочешь»
17. «Мое
любимое
дерево»
18.«Зимний
пейзаж»
19.«На, что
похоже»
Рисование
Формировать у
способом тычка детей обобщенное
представление о
птицах,
пробуждать
интерес к
известным
птицам,
расширять знания
о перелетных
птицах.
Работа со
Упражнять в
знакомыми
рисовании
техниками
снегирей.
Развивать
воображение,
активизировать
мыслительную
деятельность.
Рисование
Учить отражать
мазком,
особенности
монопотия,
изображаемого
набрызг
предмета,
используя
различные
техники. Учить
соотносить
количество
листьев и цвет.
Развивать чувство
композиции.
Кляксография
Развивать
фантазию,
творчество в
рисовании
зимнего пейзажа,
продолжать учить
регулировать
силу выдуваемого
воздуха,
дополнять
изображение.
Техника
Знакомить детей с
монотопия
симметрией.
Развивать
воображение.
Лист, гуашь, две
кисточки,
принадлежности
для рисования.
Коробка с двумя
отделениями:
Материал
инструмент
Пейзаж, гуашь,
набор кистей,
трафареты и
принадлежности
для рисования.
Черная и цветная
гуашь, лист,
пластмассовая
ложка, простой
карандаш,
восковые мелки,
Бумага, согнутая
пополам, гуашь 3
цветов.
13
20.«Подарок
папе»
Разные
техники
21.«Букет
мамы»
Рисование
ладошками
22.«Какого
цвета весна»
Монотопия
23.«Берег
реки» Природа
отражается в
воде
Рисование по
сырому фону
24.«Цветочная
поляна»
Рисование
ватными
палочками
25.«Звездное
небо»
Печать
поролоном по
трафарету,
набрызг
Вызывать
желание
порадовать пап и
дедушек
Передача образа
бутона тюльпана.
Продолжить
совершенствовать
технику
Обобщать и
расширять
художественный
опыт детей в
работе с
акварелью,
рисованию по
мокрой бумаге,
смешивая краски.
Закреплять
умение рисовать
по сырому фону,
смешивать краски
прямо на листе,
развивать
творчество.
Продолжать
учить детей
рисовать
красками
используя ватные
палочки,
закреплять знания
цветов,
формировать
интерес и
положительное
отношение к
рисованию.
Учить создавать
образ звездного
неба, используя
смешивания
красок, набрызги
печать по
трафарету.
Развивать
цветовосприятие
Материал для
аппликации
Лист бумаги с
заготовками вазы
и стебля цветка,
гуашь, кисти.
Два альбомных
лист на каждого
ребёнка,
акварельные
краски, маленькие
губки. Две
емкости с водой,
толстые кисти.
Листы бумаги
формата А 4,
гуашь синего
цвета, кисточки,
подставки под
кисточки,
баночки водой,
салфетки.
Тонированные в
зеленый цвет
листы бумаги для
рисования.
Готовый рисунок
– образец
репродукции с
изображением
цветочной
поляны, гуашь,
салфетки.
Листы бумаги
для рисования,
гуашь синего
цвета, кисточки,
поролон
14
26.«Пасхальное Аппликация из
яйцо»
салфеток
27.«Медуза»
Рисование
ладошками
Уточнение
уровня
пройденного
материала
28.
Педагогически
й мониторинг
1.4.
Учить методу
торцевания.
Передавать образ
путем
прикладывания
салфеток к основе
пластилина
Закреплять
умение рисовать
ладошками,
повторение
сочетания цветов.
Выполнение
тестовых заданий
Салфетки, основа
яйца из
пластилина.
Паста от ручки
или стержень.
(1 ч.)
Лист белой
Выставка
бумаги, гуашь,
вернисаж
салфетки
«Разноцветн
ые ладошки»
Альбом, краски,
простой
карандаш, набор
кистей
Планируемые результаты.
Дети научатся самостоятельно применять различные виды
нетрадиционных техник рисования для получения выразительного образа,
свободно воплощать свои замыслы. У дошкольников возрастет интерес к
художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что,
несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей
детей.
2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации»
1.
2.
Дата план
№
Дата факт
Календарный учебный график.
2.1.
Название
темы.
Колво.
Час.
Педагогич
еский
мониторин
г, введение
1
Осенние
разноцветн
ые
листья
(печатание
1
Воспита.,
компо
нент
Время
проведени
я занятий
Форма
заняти
я
Форма
контро
ля
Место
проведения
по 30 мин
групп
овая
Первич
ный
ДОУ № 24
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
15
3.
листьями)
Беседа на
тему:
«Чудо
нетрадици
онных
техник
рисования
»
«Золотая
осень»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
«Разноцвет
ные
бабочки»
«Синий
вечер»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
«Загадки»
(Причудли
вые узоры)
«Загадки»
(продолже
ние)
«Ёжик»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
10.
«Черепашка
»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
11.
«Нарисуй
что
хочешь»
«Первый
снег»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
13.
«Снежная
семья»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
14.
«Елочка»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
15.
«Елочка»
(продолжен
ие)
«Узоры на
окнах»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
«Узоры на
окнах»
(продолже
ние)
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
4.
5.
6.
7.
8.
9.
12.
16.
17.
16
18.
Пальчиков
ые игры на
тему «
Зима»
«Мои
рукавички
»
«Снегири
на ветке»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
«Нарисуй,
что
хочешь»
«Мое
любимое
дерево»
«Мое
любимое
дерево»
(Продолже
ние)
«Зимний
пейзаж»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
25.
«На, что
похоже»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
26.
«Подарок
папе»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
27.
«Букет
мамы»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
28.
«Какого
цвета
весна»
«Берег
реки»
Природа
отражается
в воде
«Цветочна
я поляна»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
31.
«Звездное
небо»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
32.
«Пасхальн
ое яйцо»
1
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
33.
«Пасхальн
ое яйцо»
1
по 30 мин
групп
текущи
ДОУ № 24
19.
20.
21.
22.
23.
24.
29.
30.
1
1
17
34.
35.
36.
2.2.
(продолже
ние)
.«Медуза»
Выставка
вернисаж
«Разноцве
тные
ладошки»
Педагогич
еский
мониторин
г
итого
1
овая
й
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
по 30 мин
групп
овая
текущи
й
ДОУ № 24
по 30 мин
групп
овая
итогов
ый
ДОУ № 24
1
1
33
3
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в помещении ДОО, соответствующем требованиям
техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
Помещение хорошо освещается и периодически проветривается.
2.3
Формы аттестации.
Для определения результативности образовательной
педагогом осуществляются следующие формы аттестации:
программы
1. Первичная.
2. Текущая.
3. Итоговая.
Текущая аттестация осуществляется по итогам выполнения
продуктивной деятельности, бесед с дошкольниками, наблюдения. Педагог
оценивает степень усвоения изученной темы.
Итоговая аттестация проводится в форме выставки.
Оценка качества освоения учебной программы включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося в конце учебного года обучения.
2.4. Оценочные материалы
Высокий. Изображает простые в изобразительном плане предметы и
явления, создаёт обобщённые узоры, сохраняя ритм; владеет основными
формообразующими движениями, использует прямые, округлые,
наклонные, пересекающиеся линии, штрихи, мазки, подбирает цвет,
18
соответствующий предмету или явлению, главное изображение располагает
в центре листа, относительно устойчив, аккуратно пользуется красками,
правильно держит кисть, карандаш; в процессе рисования испытывает яркие
положительные эмоции, стремится рисовать.
Средний. Изображает простые в изобразительном плане предметы и
явления, владеет формообразующими движениями, использует прямые,
округлые, наклонные, пересекающиеся линии, штрихи, мазки; создаёт
несложные декоративные узоры, не всегда сохраняя ритм; подбирает цвет,
соответствующий предмету или явлению, недостаточно верно передаёт
пропорции, замысел рисунка устойчив под руководством взрослого,
недостаточно аккуратно пользуется красками, правильно держать кисть,
карандаш; положительно относится к процессу рисования, стремится
рисовать.
Низкий. Изображает простые в изобразительном плане предметы и
явления, недостаточно хорошо владеет формообразующими движениями,
многие выполняет неуверенно; не ориентируется на цвет в процессе
изображения объекта, недостаточно правильно ориентирует изображения на
листе бумаги, недостаточно верно передаёт пропорции, замысел рисунка
неустойчив, недостаточно аккуратно пользуется красками, может
неправильно держать кисть, карандаш; в процессе рисования не проявляет
ярких положительных эмоций, не стремится рисовать.
2.5. Кадровое обеспечение
Занятия
по
дополнительному
образованию
воспитанников
осуществляет педагогический работник (воспитатель) – физическое лицо,
которое состоит в трудовых служебных отношениях с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности
по
обучению,
воспитанию
обучающихся
(или)
организации
образовательной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.).
Педагог имеет: среднее или высшее профессиональное образование,
соответствует квалификационным характеристикам, которые установлены:
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики
должностей
работник
образования»),
утвержденном
приказом
Министерства здравоохранения зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с
изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013
г., № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).
Педагогический
работник
систематически
повышает
свой
профессиональный уровень.
19
Педагог умеет обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности.
2.6. Методические материалы.
Организация занятий:
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности
(рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение
творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (36 занятий).
Форма занятий – групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра,
соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах,
учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков,
темперамент.
Организационные формы работы детей:
- коллективная – совместное изготовление и подготовка выставочных
работ;
- индивидуальная – работа с каждым обучающимся.
В процессе занятий приобретаются знания через сообщение
информации и передачу личного опыта; - формируются умения и навыки
через выполнение практических заданий – творческая деятельность.
Педагог сам является источником информации, поддерживает и
поощряет воспитанников, координирует весь процесс, поддерживает
непрерывную обратную связь.
2.7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы требует наличия кабинета со столами и стульями,
который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава
группы.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
кабинете
содержательно-насыщенна, трансформируема, полу функциональна, вариативна,
доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна.
Помещение оснащено необходимым оборудованием и материалами:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование объектов и средств
материально- технического обеспечения
Столы
Стулья
Фартуки детские
Ноутбук
Проектор
Изделия декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов Дымковская игрушка
Количество
6
12
12
1
1
5
20
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Филимоновская игрушка
изделия Гжели
Изделия Городец
Хохломы
Самовар
Матрёшки
Муляжи овощей (комплект)
Набор репродукций картин
Муляжи фруктов (комплект)
Набор фотографий и иллюстрации животных
Альбом «Любимые сказки»
Наглядно-дидактическое пособие «Узоры и
орнаменты»
Набор посуды для рисования (кувшины,
кружки, тарелки)
Набор иллюстраций детских книг
Плакаты по разным временам года
Плакаты по разным временам года
Набор акварельных красок, гуашь
Аудиозаписи
Музыкальный центр
Набор кистей, карандашей, восковых мелков
5
5
5
5
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
12
1
1
По 12
Не ограничено по
Расходные материалы: картон, бумага,
количеству и
пластилин, салфетки, ватные палочки, поролон,
добавляется по
трубочки
необходимости
Емкости для воды
12
Палитра
12
По количеству детей
Природные элементы
Предметы быта, декоративно – прикладного
искусства.
- кувшины
- подносы
3
-Блюдца
2
- Деревянные ложки
3
- Полотенце (рушник)
4
21
2.8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» Изд.,
Сфера, 2017г.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,
1967. – 74 с.
3.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. –
275с.
4.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995. – 190 с.
5.Основы декоративного искусства в ДОУ. – М., 1981.
6.Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения
младших школьников. – М., 2000. – 250 с.
7.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства.
/Н.Н.Ростовцев.- М.:Просвещение,1980.-250с.
8.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996. –
143с.
9.Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество./
Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. М.: Владос, 2000. 272 с.
10.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978.
258 с.
11.Брыкина Е.К. Зайцева В.В. Методика развития детского
изобразительного творчества. Учебно-методическое пособие. М.: Центр
педагогического образования, 2010. 96 с.
12. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами
декоративного прикладного искусства: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук, 1965
22
3 Раздел воспитания.
Методы и приёмы организации образовательно –
воспитательного процесса
В работе по развитию у детей познавательных способностей, а также их
творческих потенциалов, эмоций и интересов, используются такие методы:
1.Информационно – рецептивный – обеспечивает восприятие, осознание
и запоминание информации.
2. Репродуктивный – закрепление, углубление знаний и способов
деятельности.
3. Эвристический – поэлементное обучение процедурам творческой
деятельности.
4. Исследовательский – самостоятельное решение целостных задач.
В
организации
познавательной
деятельности,
развитию
самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и
приемы:
− наглядные (наблюдение, рассматривание предмета, образец, показ
картины, показ способов изображения и способов действия,
практические упражнения для отработки необходимых навыков);
− словесные (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет,
художественное слово, пояснение);
− игровые (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив,
обыгрывание готового изображения).
3.1. План воспитательной работы
Сроки проведения
Сентябрь
Декабрь-январь
Май
Тема занятия
Беседа на тему: «Чудо
нетрадиционных техник
рисования»
Форма проведения
Групповая
беседа
Пальчиковые игры на тему
« Зима»
Групповая
урок
Выставка вернисаж
«Разноцветные ладошки»
Выставка
Структура занятия:
1. Вступительная беседа
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение,
через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой.
Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только,
выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и
идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с
23
различными материалами, ему предлагается выбор того или иного
материала для изображения созданного им образа.
2. Выполнение задания
3. Заключительная часть
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ.
Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
24
Приложение 1
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Направленность на развитие личности ребенка. Воспитание
свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией,
стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных
ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку
традиционных ценностей. В воспитание у детей стремления в своих
поступках следовать положительному примеру.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей.
Одной из главных задач, которую ставит Программа –является забота о
сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них
элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание
полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию,
потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия
каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных
особенностей детей, способах взаимодействия с ребенком (проявление
уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным
состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства).
Приложение 2
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый
ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных
особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных
техник, например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ
создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и
т.п.
2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески
пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка –
от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения
детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом,
нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества,
воображения.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка
при решении данной темы, без каких – либо определенных и обязательных
ограничений.
25
5. Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого
ребенка.
6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на
впечатление,
полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо
знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их
внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь
детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Развитие личности
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми
чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с
формированием его деятельности.
С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о
самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года
ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период
появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста)
знаменуется переменами в его поведении – возникает стремление
действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением
«системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования.
Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней
стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим.
Наличие одновременно существующих, но противоположно
направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и
соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный
внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю
психическую жизнь.
Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в
не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец
третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным»
возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства,
неустойчивость настроения.
Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре,
рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что
позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании,
лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д.
Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их
определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году
его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит
неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных
изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.
Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие
дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12– 13 раз.
Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает
наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и
26
старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового
материала ребенок выбирает 2–3 предмета, нужных для начала игры, не
заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о
взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все
необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.
На устойчивость деятельности, результативность и качество работы
положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива
деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для
себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив
общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно
трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для
любимой куклы.
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый начинает
выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель
определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую
же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение
одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к
другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры
младших дошкольников являются действия с игрушками и предметамизаместителями.
Продолжительность
игры
небольшая.
Младшие
дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми,
неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только
начинают формироваться.
Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни
является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность
к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый
результат и активно действовать в направлении его достижения.
Однако любые усилия по достижению результата должны приносить
удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой
маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере
признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение
взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности,
представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет:
«Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум
направлениям:
Развитие психических процессов
Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического
развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических
особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является
потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.
27
Ведущая деятельность – игровая. В этот период происходит переход от
манипулятивной игры к ролевой.
Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как
оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию
речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти
процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое
мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя
и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться
в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности
предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В
процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в
процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления,
воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3–4 лет носит
предметный характер, то есть свойства предмета, например, цвет, форма,
вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их
слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При
восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее
яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например,
трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок
начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие
свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета,
замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень
невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с
помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта
на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем
внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года.
Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7–8 минут.
Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость
зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания
отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание
немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему
преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан
материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале
года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой
вербальной памяти два объекта, к концу года – до четырех объектов.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него
жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно
усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо
развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с
собственным движением.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно,
пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы
28
друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и
на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых
объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное
представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить
то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку,
например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно
действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться
способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать
предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут
обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое),
величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше,
пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда,
фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее
число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и
частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова
посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для
групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более
развитом мышлении.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка
развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с
предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как
термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают
сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой
ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как
выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то
очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его
реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении
ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под
влиянием ситуа ц и и , предмета, кратковременного эмоционального
переживан и я . Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У
детей 3–4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования
игры или продуктивных видов деятельности.
Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и
диалогической, но становится более сложной и развернутой. Изменяется
словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами
существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи.
Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.
В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность:
занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия
малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием».
Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С
их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой
29
цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец,
выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Приложение 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза
в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)на начало учебного года
диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и
корректировки содержания образовательной работы; в конце – с целью
отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка и
сравнения полученного и желаемого результатов.
К концу года первого года обучения ребенок может:
-различать способы нетрадиционного рисования;
-самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы,
используя различные известные ему способы рисования и средства
выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
-самостоятельно передавать сюжетную композицию;
-давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
Мониторинга проводится с помощью по методике «Диагностика
изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
30