Принят на заседании
педагогического Совета
МБДОУ д/с ОВ № 24
Протокол № 29.08.2024
1889 ДС №24
ст.Кущевская
Пользователь
2
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ д/с ОВ № 24
_____________О.А.Трофименко
Приказ № 93 от 02.09.2024
Подписан: 1889 ДС №24
ст.Кущевская Пользователь 2
DN: CN=1889 ДС №24 ст.Кущевская
Пользователь 2, O=Деп-т
образования и науки Краснодар.кра
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Foxit Reader Версия: 9.7.2
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду общеразвивающего вида № 24
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) разработан в
соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам",
утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" и регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе
особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) в МБДОУ д/с ОВ
№ 24.
2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам МБДОУ д/с ОВ № 24 направлена на:
⎯ обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
⎯ формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей,
обучающихся
в
⎯ интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии и физическом совершенствовании;
⎯ формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
⎯ адаптацию обучающихся к жизни в обществе; профессиональную ориентацию
обучающихся;
⎯ выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
⎯ удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения
по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной
образовательной организацией.
4. МБДОУ д/с ОВ № 24 создает условия для реализации дополнительных
общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
5. МБДОУ д/с ОВ № 24 может реализовывать дополнительные
общеобразовательные программы в течение всего календарного года.
6. МБДОУ д/с ОВ № 24 может организовать образовательный процесс в
соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения
(например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие
коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также
индивидуально.
7. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы
осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами
МБДОУ д/с ОВ № 24.
8. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным
общеобразовательным программам различной направленности (технической,
естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристскокраеведческой, социально-гуманитарной).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся МБДОУ д/с ОВ № 24 по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
возрастных особенностей обучающихся.
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным
нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
9. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам
определяются МБДОУ д/с ОВ № 24 самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются МБДОУд/с
ОВ № 24 как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
МБДОУ д/с ОВ № 24 может на договорной основе оказывать услуги по
реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
11. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных
программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом
требований, установленных законодательством Российской Федерации.
12. При реализации дополнительных общеобразовательных программ МБДОУ
д/с ОВ № 24 может применяться форма организации образовательной деятельности,
основанная на модульном принципе представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов, использования соответствующих
образовательных технологий.
13. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных
программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий,
наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся,
запрещается.
14. МБДОУ д/с ОВ № 24 обновляет дополнительные общеобразовательные
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы.
15. При реализации дополнительных общеобразовательных программ МБДОУ
д/с ОВ № 24 может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать
необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
16.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее
профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям,
соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ,
реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и
отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
17.
МБДОУ д/с ОВ № 24 вправе в соответствии с Федеральным законом об
образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по
дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию
не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования направленности дополнительной общеобразовательной программы
определяется МБДОУ д/с ОВ № 24.
18. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя
объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
19. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально.
20. МБДОУ д/с ОВ № 24 определяет формы аудиторных занятий, а также формы,
порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
21. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ д/с
ОВ № 24 организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического
развития указанных категорий обучающихся.
МБДОУ д/с ОВ № 24 должен создавать специальные условия в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной
программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Правила
доступности организаций, осуществляющих
образовательную
деятельность, реализующих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а
также оказания им при этом необходимой помощи.
22. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности
обучающихся, указанных в пункте 22 Порядка, и быть направлена на решение
следующих задач:
⎯ оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание
⎯ ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;
⎯ обеспечение
возможности
вербальной и
невербальной
коммуникации для
обучающихся
с
выраженными
проблемами
коммуникации, в том числе:
⎯ с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов
деятельности;
⎯ формирование интереса к
определенному виду деятельности
в
рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
23. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может
осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ,
адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с
привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
педагогических
работников,
освоивших
соответствующую
программу
профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
24. В целях доступности получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ д/с ОВ № 24 по
адаптированным дополнительным образовательным программам обеспечивает
создание специальных условий для получения образования указанными
обучающимися, в том числе:
а) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
⎯ адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся;
создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом
(восприятие/воспроизведение);
⎯ использование
средств
альтернативной
коммуникации,
включая
коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные
программы, коммуникативные доски и так далее;
⎯ преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа
действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном
периоде обучения;
⎯ стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о
выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога,
информирование о возникающих проблемах);
⎯ обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание
инструкций, коротких и ясных по содержанию);
⎯ нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера,инструктора);
⎯ расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;
б) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) использование визуальных расписаний;
в) для обучающихся с задержкой психического развития:
⎯ использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор,
облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов
выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или
визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);
⎯ обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок
и формирование саморегуляции деятельности и поведения;
⎯ использование специальных приемов и методов обучения;
⎯ дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с
учетом психофизических возможностей обучающихся;
⎯ соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей
нейродинамики
обучающегося,
его
работоспособности,
темповых
характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима
физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающегося
(быстрой истощаемости,
низкой
работоспособности,
пониженного общего тонуса и другие), использование
⎯ здоровьесберегающих
и
коррекционно-оздоровительных
технологий,
направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной
ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при
реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической
культуры и спорта);
г) для обучающихся
нарушениями):
с
⎯ специально оборудованные
эмоциональной перегрузки;
умственной
"зоны
отсталостью
отдыха"
для
(интеллектуальными
снятия
сенсорной
и
⎯ для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и
множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое
тьюторское сопровождение;
⎯ учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные
трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом
пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный
темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при
физических нагрузках);
⎯ сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная
инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное
повторение для усвоения нового материала, новых движений.
25. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
26. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
27. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются
бесплатно специальные учебники и учебные пособия, инаяучебная литература.